История и особенности древнерусской трапезы
Несмотря на все изменения, основа русской кухни оказалась нетронутой в течение веков. Она сумела сохранить наиболее характерные национальные черты - обилие угощения, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами и т. д.
Традиционный обед в России состоит из трех блюд. Первое – суп из мяса с овощами и крупами (борщ, солянка или щи), второе – рыба или мясо с гарниром (рис, гречневая каша, картофель, макароны, тушеная капуста), третье – напиток: компот, морс, кисель или сок.
В качестве закуски, чаще всего, едят блины с икрой, селедку «под шубой», соленые огурцы, квашеную капусту, маринованные овощи, салат из помидоров и огурцов со сметаной. Также едят пирожки с капустой, мясным фаршем или картофелем. Хлеб всегда стоит во главе стола во время еды.
История древнерусской трапезы
Твердые, вареные, печеные, жареные продукты и кушанья (мясо, рыба и др.) подавались нарезанными кусками на общем большом блюде. Куски брали руками (до появления вилок).
Тарелки заменяли большие ломти хлеба. Гости клали на них, как на тарелку, густую пищу, куски мяса, рыбы и др. После обеда такие «хлебные тарелки» обычно съедались.
В древние времена правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Все это лишний раз подтверждает то почтение, и даже благоговение, которое русские люди испытывали по отношению к хлебу насущному.
Русских всегда отличало исключительное гостеприимство. Еще в древности стол в избе накрывали белой скатертью, на которую клали хлеб и соль. Это означало, что в доме всегда рады гостю.
В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга – будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников. Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — «заземлиться» частичкой родного дома?
Пища – то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду или питье – верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза – древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт). Такая неотъемлемая часть трапезы как СТОЛ – занимает в традиционной картине мира весьма видное место.
В крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол (полочка с иконами и семейными святынями, позже – с фотографиями предков) упомянут не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является продолжением мира Божественного в мире людском. «В доме стол – Божий престол», «Стол – ладонь Бога» — гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что оказывается на столе – предлагается Богу, освящается Им и уже, потом разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. (На столе лежит только покойник – готовящийся отправиться в горний мир.)
Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе по русскому «фен-шую» не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол.
С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» — завернутый в полотенце хлеб и солонку. Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) – конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины – приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины.
Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение, принятое у взрослых.
Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира. Приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола – один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь).
На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи по солнцу, т.е. по часовой стрелке. Повседневная трапеза – не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая.
Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали. Все вместе и с добрым словом благодарности. «Ломать стол» — вставать вразнобой считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие. Однако такой завершающий жест, как благодарение хозяйки и легкий поклон всем участникам придавал трапезе цельность и эмоциональную законченность.