Интересное. Бартоломео Кристофори - родоночальник фортепиано: Клуб31. Клубы, рестораны, кафе, гостиницы, сауны и места отдыха в Белгороде

Бартоломео Кристофори - родоночальник фортепиано

У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать её, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.

Фортепиано, широко распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение в европейской музыке Нового времени. Он существует в двух разновидностях (рояль и пианино). 

От главных своих предшественников – клавикорда и клавесина – отличается тем, что звук в нём извлекается ударом молоточка по струнам, в то время как в клавикорде металлический штифт, соединенный с клавишей, касается струны и делит её на две части – звучащую и пассивную (этим определяется высота звука), а в клавесине звук извлекается щипком струны с помощью соединенного с клавишей перышка. 

Громадное преимущество фортепиано перед его предшественниками заключается в возможности варьировать динамику звучания, т.е. в способности этого инструмента воспроизводить широкий спектр оттенков между «тихо» и «громко». Самый мощный клавесин давал только ограниченное число динамических градаций, причём внутри каждого уровня громкости оттенки были невозможны. 

На клавикорде можно было воспроизводить достаточно тонкие оттенки, но число градаций громкости было совсем невелико. Эти инструменты хорошо подходили для существовавших в 16–18 вв. разных типов музыки для клавишных, но в конце 18 в. возникла настоятельная потребность в инструменте, который сочетал бы чувствительность клавикорда, его певучесть с динамическими возможностями клавесина. 

Уже в конце 17 в. были предприняты попытки создать подобный инструмент, но первое удачное изобретение в данной области относится к 1709 году. В этом году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори (1655–1732) во Флоренции построил «клавесин с тихим и громким звучанием» («cembalo col piano e forte»), в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Почти одновременно с Кристофори (соответственно в 1716 и 1717) и, по-видимому, независимо от него, подобные изобретения были сделаны Ж.Мариусом в Париже и К.Г.Шрётером в Дрездене. Немецкий мастер Г.Зильберман усовершенствовал конструкцию Кристофори.

Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в., только в 1780-е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по-видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И.Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И.А.Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало лёгкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда «янычарского» оркестра.

Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732–1812). 

В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль «forte» («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая»), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии.

Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 г. Себастьян Эрар (1752–1831) в Париже изобрёл механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. А в 1825 г. А.Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил ещё более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались, прежде всего, для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано – в виде пирамиды, лиры, жирафа, – но они вскоре вышли из употребления.

С 1855 г., когда фирма «Стейнвей и сыновья» в Нью-Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано. В дальнейшем эксперименты затрагивали главным образом клавиатуру инструмента. Можно выделить клавиатуру Янко (1882), на которой клавиши располагались подобно клавишам пишущей машинки, а также двойную клавиатуру Моора, имевшую два мануала, настроенные в октаву друг к другу, причем на них можно было играть одной рукой; кроме того, с 1892 г. по 1930 г. было запатентовано несколько четвертитоновых клавиатур. К середине 20 в., однако, осталась в употреблении только одна традиционная клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а чёрные клавиши – пяти хроматическим тонам в каждой октаве. В американских инструментах имеется третья ножная педаль, располагающаяся между двумя стандартными: это педаль «sostenuto», которая поднимает демпферы только на тех струнах, клавиши которых нажаты; благодаря этой педали можно заставить звучать нужные клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя. 

Разные типы механического фортепиано, изобретённые на пороге 20 в. и использовавшие картонные перфорированные круги (как в шарманках), делали возможными очень беглую игру и политональные эффекты, недоступные на обычном инструменте; эти преимущества, однако, исчезли в 1920-е годы с распространением радио и граммофона.

История фортепиано в России
В XVI веке России появились первые клавишные инструменты. Около 100 лет спустя Борис Годунов приказал привезти в московский двор музыкальные инструменты. Когда инструменты прибыли, царице понравились органы и клавикорды, ей нравился их музыкальный и громкий звук.

Дворянин из Англии - Горсей вспоминал, как люди толпились у дворца, ожидая этих прекрасных звуков. Но церковь и московский двор не хотели принимать игру на инструментах. При Алексее Михайловиче некоторые дворяне смогли приобрести европейские инструменты. 

В первой четверти XVIII наступил переломный момент в развитии музыки в России. В 1729 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали о прекрасных инструментах, таких как: клавикорды, клавесин. Хозяин которых Теофил Андрей Фолкман - это органист церкви в Данциге. Четыре года спустя в Петербурге инструменты можно было купить у Ферстера, колокольного мастера. Еще через 40 лет стали предлагать и другие мастера свою продукцию.

В России в 1771 году появились первые известия о таком инструменте как фортепиано. Совсем новый английский фортепиано из красного дерева продавал мастер Шкоха, который предлагал и обслуживать его целый год. Уже к концу XVIII- началу XIX века, как в Петербурге, так и в Москве появилось много мастеров, которые делали различные инструменты, ремонтировали и продавали их. Люди стали разбираться в фирмах, марках и качестве. Но инструментов не хватало. На фортепиано спрос был огромен и мастерские не могли удовлетворить его. Так появились предприятия по производству музыкальных инструментов.

Все интересное

Белгородские власти готовятся к купальному сезону, несмотря на обстрелы

По мнению чиновников, готовить регион к купальному сезону нужно, какой бы сложной ни была оперативная ситуация. Районы Белгородской области приводят в порядок пляжи. 
Далее...

13 мая вновь не будут работать крупные торговые центры на Харьковской горе

13 мая в Белгороде вновь не будут работать крупные торговые центры на Харьковской горе. Это решение озвучили мэрия и региональный министр сельского хозяйства Андрей Антоненко.
Далее...

Пожалуйста, заполните поля для входа.

Вход через социальные сети