История сети ресторанов быстрого питания «Burger King»
На сегодняшний день «Burger King» является второй по величине и по популярности сетью фаст-фуда в мире. Рестораны этой корпорации находятся во всех 50 штатах США, а также в 56 странах мира. Ежегодный оборот компании превышает $2,5 млрд. А потому так интересно, в конце концов, узнать, с чего же все начиналось.
А началась история «Burger King» с того, что два инициативных дельца — Джеймс МакЛамор и Дэвид Эджертон в 1954 году решили открыть свою собственную сеть ресторанов фаст-фуда. Нужно отметить, что в послевоенные годы люди с большим удовольствием тратили деньги, в том числе и на разного рода рестораны. Предприниматели решили этим воспользоваться.
Прежде, чем начать своё дело, Джеймс МакЛамор посетил пользующийся большой популярностью уже в то время «McDonald’s». Он обратил внимание на процесс изготовления гамбургеров, а также на то, какое оборудование задействовано на кухне, и решил скопировать некоторые элементы и для своего собственного заведения.
Первый ресторан сети под названием «Insta-Burger King» увидел мир 4 декабря 1954 года. Особенностью его стали фиксированные цены на всю продукцию, которые хоть и незначительно, но превышали цены в «MacDonalds». К примеру, в то время самый обычный гамбургер в «McDonald’s» обходился в 15 центов, а в «Burger King» — 18.
Примерно через 3 года после основания «Burger King» в меню ресторана появился один из известнейших сэндвичей современности – «Whopper» («Громадина»). Чтобы максимально привлечь к нему внимание общественности, компания прибегла к помощи телевизионной рекламы. Так началось долгое и взаимовыгодное сотрудничество «Burger King» с ТВ-маркетингом. Компания настолько сильно гордилась этим сэндвичем, что даже сменила свой логотип. Чёрные буквы на нём сменились изображением сидящего на бургере короля и написью «Home of the Whopper» («Дом Громадины»).
Тем временем владельцы ресторана почувствовали себя уже достаточно уверенно на этом рынке, чтобы задуматься о выводе бизнеса за пределы Флориды. Выбирая модель расширения, самым лучшим вариантом МакЛамор и Эджертон посчитали франчайзинг, так как он требовал минимальных финансовых затрат со стороны главной компании. Таким образом, дельцы зарегистрировали «Burger King corp.» и принялись продавать франшизы всем желающим.
Уже через 8 лет на территории США успешно функционировали 274 ресторана этой сети. Популярность «Burger King» росла, а потому МакЛамор и Эджертон решили получить с неё наибольшую выгоду. В итоге в 1967 году сеть была продана корпорации «Pillsbury» за $18 миллионов.
Новые владельцы «Burger King» тут же приступили к активной работе, но отсутствие должного опыта с их стороны привело к тому, что франшиза просто-напросто дала трещину. Дело в том, что каждый из ресторанов сети предоставлял разные условия обслуживания клиентов, вплоть до составления произвольных меню. И это при том, что реклама, запущенная на телевиденье, уверяла совершенно в обратном.
Руководители «Pillsbury» должны были принимать решительные действия, чтобы избежать приближающегося краха. Тогда-то они и привлекли к работе над «Burger King» одного из лучших менеджеров «MacDonalds» – Дональда Смита. Несмотря на то, что бизнес братьев МакДональд развивался намного быстрее и был явно более перспективным, заинтересовать управленца удалось обещанием полнейшей свободы действий.
В умелых руках Дональда Смита компания преобразилась. В первую очередь, им были созданы единые стандарты для всей изготавливаемой в ресторанах продукции. Кроме того, он также позаботился о создании региональных офисов, контролирующих работу определённого количества ресторанов. Смит не только привёл в порядок сеть «Burger King» в США, но также и помог ей расшириться, охватив, таким образом, более 30 стран по всему миру.
Интересно, что многие из своих нововведений талантливый менеджер почерпнул именно у «MacDonalds». К примеру, регулярные внеплановые проверки работы каждого из ресторанов сети.
Тем не менее, период подъёма «Burger King» длился не долго. В июне 1980 года Дональд Смит покидает компанию ради подъёма новой сети быстрого питания — «Pizza Hut». И с этого времени «Burger King» настигает кризис. Фастфуд-рестораны пользовались всё меньшим спросом, причём не помогали исправить ситуацию ни рекламные компании с участием знаменитостей, ни появление салат-баров «Burger King», пропагандирующих здоровый образ жизни.
В 1989 году компанию на грани развала покупает «Grand Metropolitan plc.» за 5,7 миллиарда долларов. Несмотря на то, что «Burger King» в последние годы настигло множество проблем, все они при правильном подходе решались. Для управления сетью фаст-фудов был нанят один из опытнейших менеджеров компании Барри Гиббонс. Благодаря его активной работе были открыты рестораны быстрого обслуживания в Венгрии, Мексике, Польше, Саудовской Аравии. Рентабельность «Burger King» заметно возросла.
В конце 90-х годов «Grand Metropolitan plc.» объединилась с «Guinness plc.». Совместно компании создали «Diagco plc.», ставшую лидером в сфере производства блюд и напитков. В связи с этим «Burger King» претерпела ряд изменений, затронувших логотип, декор и даже способы приготовления бургеров.
Однако на этом смена владельцев сети фастфуд-ресторанов не закончилась. В 2010 году корпорация «Burger King» отошла инвестфонду «3G Capital», которому и принадлежит на сегодняшний день. Количество ресторанов быстрого питания этой сети на тот момент уже перевалило за 12 тысяч. Но в своём развитии «Burger King» останавливаться не намерена.