История и особенности древнерусской трапезы

Несмотря на все изменения, основа русской кухни оказалась нетронутой в течение веков. Она сумела сохранить наиболее характерные национальные черты - обилие угощения, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами и т. д.

Традиционный обед в России состоит из трех блюд. Первое – суп из мяса с овощами и крупами (борщ, солянка или щи), второе – рыба или мясо с гарниром (рис, гречневая каша, картофель, макароны, тушеная капуста), третье – напиток: компот, морс, кисель или сок. 

В качестве закуски, чаще всего, едят блины с икрой, селедку «под шубой», соленые огурцы, квашеную капусту, маринованные овощи, салат из помидоров и огурцов со сметаной. Также едят пирожки с капустой, мясным фаршем или картофелем. Хлеб всегда стоит во главе стола во время еды.

История древнерусской трапезы
Твердые, вареные, печеные, жареные продукты и кушанья (мясо, рыба и др.) подавались нарезанными кусками на общем большом блюде. Куски брали руками (до появления вилок).

Тарелки заменяли большие ломти хлеба. Гости клали на них, как на тарелку, густую пищу, куски мяса, рыбы и др. После обеда такие «хлебные тарелки» обычно съедались.

В древние времена правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Все это лишний раз подтверждает то почтение, и даже благоговение, которое русские люди испытывали по отношению к хлебу насущному.

Русских всегда отличало исключительное гостеприимство. Еще в древности стол в избе накрывали белой скатертью, на которую клали хлеб и соль. Это означало, что в доме всегда рады гостю.

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга – будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников. Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — «заземлиться» частичкой родного дома? 

Пища – то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду или питье – верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза – древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт). Такая неотъемлемая часть трапезы как СТОЛ – занимает в традиционной картине мира весьма видное место. 

В крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол (полочка с иконами и семейными святынями, позже – с фотографиями предков) упомянут не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является продолжением мира Божественного в мире людском. «В доме стол – Божий престол», «Стол – ладонь Бога» — гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что оказывается на столе – предлагается Богу, освящается Им и уже, потом разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. (На столе лежит только покойник – готовящийся отправиться в горний мир.) 

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе по русскому «фен-шую» не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. 

С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» — завернутый в полотенце хлеб и солонку. Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) – конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины – приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. 

Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение, принятое у взрослых. 

Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира. Приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола – один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). 

На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи по солнцу, т.е. по часовой стрелке. Повседневная трапеза – не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая.

Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали. Все вместе и с добрым словом благодарности. «Ломать стол» — вставать вразнобой считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие. Однако такой завершающий жест, как благодарение хозяйки и легкий поклон всем участникам придавал трапезе цельность и эмоциональную законченность. 

Все интересное

Гоночный болид инженеров из Белгорода выиграл Всероссийский Кубок вызова

Наш регион на конкурсе представило малое инновационное предприятие «Шухов Моторс» БГТУ им. В. Г. Шухова. 
Далее...

На «Финал четырёх» приедут «Зенит-Казань», «Кузбасс» и «Локомотив»

Кубок России по волейболу представители Татарстана, Кемеровской и Новосибирской областей разыграют с «Белогорьем» 2 и 3 декабря. 
Далее...

Пожалуйста, заполните поля для входа.

Вход через социальные сети