История «Болливуда». Индийское кино
Словом «Болливуд» принято называть все индийские фильмы. На самом деле, это понятие относится к киноиндустрии города Мумбаи. И на долю Болливуда из всех картин, выпускаемых в Индии за год, приходится 20−30%.
Термин «Болливуд» настолько прочно вошел в обиход, что кажется, будто он существует очень давно. На самом деле слово появилось только в 70-х годах прошлого века, а распространение получило в 90-х. Термин образовался от слияния слов Бомбей (ныне — Мумбаи) и Голливуд. Точно неизвестно, кто является автором слова «Болливуд» — это заслугу приписывают нескольким людям.
На Болливуд приходится примерно 25% всех индийских картин.
История Болливуда началась в 1913 году, когда на экраны вышел первый индийский полнометражный фильм «Раджа Харишчандра». Он был черно-белым и, разумеется, немым. Интересно, что режиссер Дхундирадж Говинд Пхалке не смог найти женщин, готовых сняться в кино, а потому в роли девушек пришлось выступать актерам-мужчинам. Пхалке снял почти сотню фильмом за свою жизнь, но умер в нищете.
В 60-е годы Болливуд выехал на съемки за пределы Индии. Теперь в кадрах можно было увидеть горы Швейцарии и другие европейские пейзажи. В настоящее время Болливуд продолжает исследовать новые места для съемок, путешествуя со съемочной группой по США, Австралии, Шотландии, Южной Африке.
Актеры-мужчины в индийском кино «ценятся» на порядок выше женщин. По словам кинематографистов, даже самую прославленную актрису, такую как Айшвария Рай, можно заменить на другую, а вот под мужчину-актера зачастую создается сам образ героя. Это сказывается и на гонорарах: та же Рай, которая считается самой высокооплачиваемой актрисой Болливуда, получает за фильм в среднем 250 тысяч долларов, что в разы ниже, чем зарплата именитых актеров-мужчин.
В Индии на производство одной картины уходит всего 100 тысяч долларов.
Примерно с началом 90-х в индийском кино появилась тенденция к вариативности сюжета, которая особенно быстро стала развиваться после расслояния общества и разделения аудиторий. Удовлетворить запросы «элитной» публики простенькими картинами про бедного парня, наказывающего злодеев и спасающего красавицу, невозможно: Болливуд не может не учитывать интересы этих более продвинутых групп населения, а потому активно впитывает тенденции Запада, помещая своих героев не в шикарные индийские дворцы, а в роскошные особняки с лимузинами и фонтанами. Все чаще действие картины происходит за пределами Индии. А традиционные индийские танцы разбавляются элементами популярных западных.
Главной заслугой и секретом успеха Болливуда является то, что он умеет дарить миллионам мечту и сказку о лучшей жизни. О жизни, где есть место только красоте, богатству и справедливости. В этом смысле индийский брат Голливуда мало чем отличается от американской «фабрики грез».