Роспотребнадзору могут разрешить массовые проверки ресторанов и торговых сетей

Обсуждается инициатива в стенах Государственной Думы по масштабным проверкам торговых сетей и ресторанов. Она предполагает внесение поправок в Федеральный закон №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Эти поправки наделят Роспотребнадзор существенно расширенными полномочиями по проведению внеплановых проверок, минуя прежнюю обязательную процедуру согласования с прокуратурой. Это означает значительное ослабление моратория на проверки, действовавшего ранее.
Суть предлагаемых изменений заключается в существенном изменении порядка уведомления проверяемых организаций. Теперь Роспотребнадзор не обязан предоставлять предварительное уведомление компании, подвергающейся проверке. Прокуратура будет информироваться о начале надзорных мероприятий одновременно с их началом, а не заблаговременно, как это было принято ранее. Такой подход резко меняет баланс сил, предоставляя Роспотребнадзору значительно больше оперативной свободы.
Поводом для проведения внеплановой проверки может служить широкий спектр источников информации. Система маркировки "Честный знак", призванная обеспечить прозрачность и контроль за оборотом товаров, станет одним из основных источников данных для запуска проверок. Кроме того, любые "сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", включая жалобы потребителей, сообщения общественных организаций или публикации в СМИ, могут послужить основанием для начала проверки.
Скорость реакции также впечатляет: специалисты ведомства смогут приступить к проверке в течение суток после обнаружения информации о возможных нарушениях. Мнения экспертов по поводу предлагаемых изменений разделились. Сторонники реформы указывают на потенциальное повышение безопасности продукции и улучшение конкурентной среды, вытесняя недобросовестных игроков с рынка и способствуя развитию добросовестного бизнеса. Они аргументируют свою позицию тем, что более строгий контроль позволит предотвратить распространение некачественной продукции и защитить потребителей.
Однако представители ресторанной отрасли и других сегментов рынка выражают серьезные опасения. Они предвидят существенный рост числа штрафов и риск злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Отсутствие предварительного уведомления создает предпосылки для непредсказуемости и увеличивает нагрузку на бизнес, заставляя его постоянно находиться в состоянии готовности к проверкам. Это может привести к необходимости расширения штата сотрудников, ответственных за взаимодействие с контролирующими органами, а также повлечь за собой дополнительные финансовые затраты.
В условиях экономической неопределенности это может стать существенной проблемой для многих предприятий. В итоге, предложенные поправки в закон это двухсторонний меч. С одной стороны, они обещают повышение безопасности продуктов питания и защиту прав потребителей.
С другой стороны, они несут в себе потенциальную угрозу злоупотреблений и значительного усиления административного давления на бизнес, что может негативно сказаться на экономическом климате и инвестиционной привлекательности страны. Необходимо тщательно взвесить все "за" и "против", обеспечив баланс между интересами государства, потребителей и предпринимателей, чтобы избежать негативных последствий для всей экономики.