Интересное. История «Восточного экспресса»: Клуб31. Клубы, рестораны, кафе, гостиницы, сауны и места отдыха в Белгороде

История «Восточного экспресса»

«Восточный экспресс» — это пассажирский поезд класса «люкс» частной компании — «Orient Express Hotels», курсирующий между Парижем и Стамбулом с 1883 года. Идея запуска «Восточного экспресса» принадлежит бельгийцу Жоржу Нагельмакерсу. Восточный экспресс изначально планировался как не просто средство передвижения, а как средство для путешествия с комфортом. 

История поезда и легендарна, и красива — он испытал взрывы, стрельбу, застревал в снежных заносах… 

История фешенебельных железнодорожных путешествий началась в 1864 году, когда новатор в строительстве железнодорожных вагонов, Джордж Мортимер Пульман, создал в Великобритании самый современный в Европе девятнадцатого века поезд, применив все передовые на тот момент технологии. 

В 1870-х годах в Британии были введены в эксплуатацию первые спальные вагоны и вагоны-салоны, в которых впервые было организовано питание. Первый в Европе поезд полностью состоял из вагонов Пульмана — «Pullman Limited Express». Он был введен в эксплуатацию в 1881 году, совершавший рейсы между Лондоном и Брайтоном. Это был первый поезд, имевший электрическое освещение. Позже, организовав взаимодействие между поездами и паромами, Джордж Мортимер Пульман воплотил в жизнь свою мечту о безопасных и комфортабельных железнодорожных путешествиях между Лондоном и Парижем. 

Жорж Нагельмакерс, молодой бельгийский предприимчивый энтузиаст железнодорожного дела, также принялся за строительство железнодорожных вагонов класса «люкс». 1881 году после ряда экспериментов Нагельмакерс впервые добавил в состав континентального поезда вагон-ресторан. 

Включив в состав спальные вагоны и вагоны-рестораны, Нагельмакерс в итоге смог осуществить свою мечту, и 4 октября 1883 года состоялся первый рейс Восточного экспресса. Первоначальный маршрут пролегал из Парижа в город Джурджу (на реке Дунай в Румынии) через Страсбург, Вену, Будапешт и Бухарест. 

К началу XX века великая эпоха железнодорожных путешествий была в полном разгаре. Туннель Симплон (протяженностью 12,5 миль, самый длинный в мире на тот момент) был построен в 1906 году и значительно сократил время путешествия от Парижа до Венеции, и к 1921 году компания «Orient-Express» продлила маршрут поезда Восточный Экспресс до Стамбула. Поезд преодолевал путь от Парижа до Стамбула, равный более чем 3000 километрам за 67 часов. Позднее время в пути сократилось еще на 5 часов. Да и средняя скорость для того времени была неслыханной — 50 км/ч, — и это при большей частью гористой местности. А в конце пути пассажиров ожидал единственный в мире мост, соединивший два континента — Европу и Азию. 

Компания «Orient-Express» не скупилась на средства, продумав сервис до самых мелочей. Это был не просто поезд с рестораном, а настоящий 5-звездный (по современным меркам) отель на колесах. Стены купе были отделаны ценными сортами деревьев с инкрустацией, шторы и занавески сшиты из дорогого бархата, люстры выполнены из хрусталя, вагон-ресторан был выполнен в стиле салонов времен Людовика XV, рассчитан на 24 персоны. На стенах висели акварели Делакруа, других классиков мировой живописи, а к услугам читающей публики имелась библиотека. 

Это был первый в мире трансконтинентальный экспресс, прокатившийся между странами Европы, для которых в ту пору не существовало даже системы координации времени. 

Пассажиры этого поезда естественно были из элитной среды: дипломаты, миллиардеры, нефтяные короли, дипкурьеры, крупные бизнесмены — те, кто причислял себя к высшему свету. В разное время в «Восточном экспрессе» путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Агата Кристи и другие знаменитости. Не мог себе, к примеру, отказать в таком удовольствии и болгарский царь Фердинанд. Мало того, он сам не раз управлял поездом, когда тот проходил по территории его страны. И только после вмешательства руководства Международной компании спальных вагонов монарху пришлось отказаться от этой милой забавы. А вот другой эпизод из истории поезда. Армянский нефтяной магнат Гульбенкян спасался на этом поезде от турецкого паши. В пути он прятал в персидском ковре своего сына. 

На экспрессе постоянно ездили основатель современного турецкого государства Кемаль Атарюрк и знаменитый шеф немецкой разведки, посол фашистской Германии в Турции фон Паппен, шведский дипломат Рауль Валленберг. Не раз украшала своим присутствием салоны «Восточного экспресса» танцовщица-авантюристка Мата Хари. В поезде все было устроено на высшем уровне, с учетом любых пожеланий клиентов, в том числе, совершить путешествие в обстановке полнейшей секретности. 

В богатой истории Восточного экспресса, как в зеркале, отразились политические события ХХ века. Во время Первой мировой войны поезд поменял название на «Балкан Цуг» и связывал Берлин с Софией и Стамбулом — столицами тех стран, которые воевали против государств Антанты. Затем поезд переименовали в «Симплон-Восточный экспресс». В разгар Второй мировой войны появился псевдо-«Восточный экспресс». Он использовался лидерами третьего рейха, на нем из Берлина в Турцию ездили гитлеровские военные и чиновники, а также представители союзных Германии и нейтральных стран. 

И лишь по окончании войны, в 1947 году, был возобновлен прежний маршрут. Но, увы, в этот период он стал приобретать печальную славу поезда «холодной войны», ибо путь его лежал через территории государств, принадлежавших к разным политическим системам. Из-за этого возникали постоянные задержки в пути, связанные отнюдь не с техническими причинами. К тому же знаменитый некогда состав, уменьшившись в размерах, стал быстро терять свою красоту и романтику. Изменились лица пассажиров, снизилось качество сервиса. 

Однажды, проехавшись на легендарном экспрессе, журналист «Нью-Йорк Таймс» так описывал этот период в жизни поезда: «На границах соцстран пассажиров вместо улыбок встречали настороженные взгляды таможенников. Они совали свои носы под сиденья, отвинчивали панели в потолке в поисках контрабанды. Проходы в моем вагоне были забиты коробками с телевизорами, стиральными машинами, которые везли домой поработавшие за границей люди»… Деградация экспресса становилась все заметнее. Состоятельная публика начала отдавать предпочтение авиалайнерам. 

Поезд компании «Orient-Express» всегда был окутан покровом тайн и интриг, как вымышленных, так и реальных. За более чем столетнюю историю легендарный поезд был неоднократно описан в литературе и кино. Наиболее подробно «Восточный экспресс» описан в романе Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Поезд «Venice Simplon-Orient-Express» помог Круэлле де Виль совершить бегство в Париж в фильме «102 далматинца». Об этом поезде было написано много книг, и даже музыкальное произведение под названием «Orient-Express Variations» («Вариации на тему Восточного Экспресса»). Да и Джеймс Бонд катался в этом поезде в фильме «Из России с любовью». В России даже есть банк «Восточный экспресс». Альфред Хичкок поставил фильм «Исчезнувшая женщина», основные события которого развивались в экспрессе. 

В течение 94 лет «Восточный экспресс» возил богатых туристов, королей, удачливых аферистов, шпионов высокого класса и самых красивых женщин мира. 19 мая 1977 года он отправился в свой последний путь — слишком возросла стоимость его эксплуатации. 

Однако легендарный поезд был спасен предпринимателем и энтузиастом Джеймсом Б. Шервудом. В 1977 году он купил два вагона этого поезда на аукционе «Сотбис» в Монте-Карло. 

В течение последующих нескольких лет большие средства были потрачены им на обнаружение местонахождения, покупку и реставрацию примерно 35 винтажных (антикварных) спальных вагонов, пульмановских вагонов и вагонов-ресторанов. 

25 мая 1982 года состоялось возрождение легенды, когда поезд «Venice Simplon-Orient-Express» совершил свой первый после долгого перерыва рейс из Лондона в Венецию. 

Сегодня сверкающие на солнце вагоны «Venice Simplon-Orient-Express» продолжают перевозить пассажиров по всей Европе в изысканной обстановке поезда, доставляя каждому несравнимое удовольствие от одного из самых романтических путешествий в мире. 

Источник: turtropa.ru

Все интересное

В Белгороде разрабатывают маршрут для речных трамвайчиков

Предполагается, что речной трамвайчик будет проходить по маршруту от набережной «Берега» до Пикник-парка, протяжённость прогулки составит 45 минут.
Далее...

Обновлённые скверы в Белгороде откроют к 1 августа

К 1 августа в Белгороде планируют открыть два обновлённых сквера — на пересечении улиц Мичурина и Попова и на улице Садовой, рядом с домом № 102. Эти общественные пространства преображаются благодаря федеральному проекту.
Далее...

Пожалуйста, заполните поля для входа.

Вход через социальные сети