23-09-2014
«Стеклянный» скульптор возвратился в Белгород
Московский мастер Алексей Зеля представил в Белгороде 55 произведений из художественного стекла.
Размещённые на афишах «стеклянные фантазии» народного художника России Алексея Зеля привлекли в Белгородский государственный художественный музей множество восторженных белгородцев. Добрая половина посетителей уже знала, что ей предстоит, – поклонниками редкого искусства они стали несколько лет назад, когда в нашем городе экспонировали первую персональную выставку столичного умельца.
Свой путь к «хрупкому» искусству Зеля начал в далёких 70-х с фигурки скорпиона. Время её не сохранило, но урок преподнесло. Годы спустя возникнут прямо-таки невероятные по сложности исполнения и прекрасные
«Фрегат»
(1984), версии
«Кораллового рифа»
(1992) и
«Аквариум»
(1989) с сонмами диковинных обитателей вод... Всё же некоторые из первых образцов (трогательные ёжики, забавная такса, горделивая лама) вам удастся оценить и понять, как ремесленник становился художником.
Когда-то Зеля создал перо и сверчка, сидящего на нём. С этой композиции в его творчество проникла пушкинская тема (Сверчокъ — арзамасское прозвище Пушкина — прим. авт.). Серии, планируемой мастером, не случилось, но возникло несколько произведений, которые иные зрители считают лучшими из прекрасных стеклянных скульптур открывшейся в БГХМ выставки.
«Золотой Петушок»
(1991) и
«Аллея Анны Керн»
(1987) — ищите перо на основании экспонатов, и вы непременно найдёте их.
Впрочем, не заметить возвышающийся и больше похожий на чертог Снежной королевы дворец просто невозможно. Точно сахарная глазурь пасхальных куличей, белые шапки укрыли дворцовые башенки, золочёный петушок венчает центральный из его уходящих ввысь шпилей, в его недрах бьётся сердце-колокол, а внизу крохотные фигурки людей... — он будто из глыбы льда высечен, и чудится, тает прямо на глазах (эффект во многом возникает благодаря использованию автором специальных солей).
Вошла в экспозицию и работа, которая изначально задумывалась как пушкинская, а потом связь эту утратила, —
«Прикосновение»
(1987). Прозрачные деревья, скованные ледяным панцирем, и их обитатели: вороны с любопытством наблюдают, как проворные белки играют в салки. Совсем не пугливые, забавные рыжики окружили мальчика (автор в детстве), протягивающего им припасённое лакомство, — в мыслях мастер изображал Пушкина в Михайловском, а в результате не смог предугадать, что у него получится. Так часто и бывает, признаётся он, работаешь над чем-то, а в голове ещё десятки идей возникают.
Зеля сам придумал некоторые инструменты для своей работы. Победитовый нож, к примеру. Горелки, пинцеты, графитовые лопатки, вольфрамовая спица — у входа в экспозиционное пространство собрали некоторые инструменты Алексея Олеговича.
Мастер поставил под сомнение тезис «кварцевое стекло может быть только прозрачным», освоил экспериментальную химию, и в его палитре оказались красный, зелёный, синий, розовый, голубой цвета (
«Кактусы»
, 2006;
«Коралловый риф»
, 1992;
«Пасхальные яйца»
, 1990–1993). Рассматриваю
«Сосуд «Весна»
(1986). Как и у всех композиций выставки, её стекло прозрачно, и только акценты расставлены цветом — белые лепестки яблоневого цветка, его желтеющая сердцевинка и оранжевые тычинки.
Кварцевое стекло (Зеля отдаёт предпочтение переплавленному горному хрусталю) — удивительный материал, который редко кем используется в стеклоделии. Невероятно сложный, он требует от мастера больших знаний и выносливости. Представьте только: «стеклянный» скульптор работает при температуре 2500 °C (в то время как стеклодувы при 700 °C). И нет права на ошибку: переплавить такое стекло ещё раз нельзя.
Автор обратился к кварцевому стеклу на Московском электроламповом заводе, где долгое время трудился простым кварцедувом. Эстетические и пластические возможности прекрасного хрусталя не могли не пробудить в нём художника. И началось постижение тайны стекла, к которой он подошёл так близко, но ещё не закончил своё движение.
Выставка завершится 22 ноября.
Источник: БелПресса