Как и любая другая ниша, фитнес и силовые виды спорта требуют инвестиций в развитие. На данном этапе интересы инвесторов в фитнес-индустрии связаны больше с их личными интересами и хобби, чем с формированием прибыльного бизнеса, поэтому прорывных проектов на рынке единицы.
Новый виток индустрии — спортивные баттлы
Удивить кого-либо идеей создания фитнес-клуба, запуском линейки спортивной одежды, питания или спортивного оборудования сложно. Исторически сложилось, что во всем, что касается шоу и медиа, Россия скорее стремится повторить лучшие зарубежные образцы, начиная от «Поля чудес» и заканчивая «Кто хочет стать миллионером?». Наиболее удачным оригинальным российским проектом стала, пожалуй, программа «Что? Где? Когда?». И это отличный пример того, как российский продукт может быть интересен сотням тысяч зрителей на протяжении десятков лет.
Когда появилась идея сравнить различные виды борьбы, возникли соревнования формата смешанных единоборств — ММА (ошибочно их называют «боями без правил», но правила там есть, и они весьма строгие). С силовыми видами спорта сложнее. Как же можно сравнить, кто лучше: кросслифтер или бодибилдер? Тут и появился спортивный баттл.
От обычных соревнований в силовом экстриме, тяжелой атлетике или кроссфите он отличается тем, что в состязаниях участвуют представители абсолютно разных видов спорта. Причем для каждой пары участников подобрана своя уникальная программа упражнений. Все сделано так, чтобы ни у кого не было преимущества и для каждого были как «свои», так и совсем неизвестные упражнения. Это придает каждой дуэли невероятный драйв, а интрига зачастую держится до самых последних мгновений.
Идея спортивного баттла прекрасно реализована в Германии, где с 2012 года существует международный проект
Strength Wars. На проекте соревнуются представители бодибилдинга, тяжелой атлетики, силового экстрима и пауэрлифтинга. Существует даже собственная лига с финальным турниром в конце года. У проекта есть история, большая зрительская аудитория, а лучшие спортсмены уже стали интернет-звездами.
Для России направление спортивных баттлов — новое. Пока у нас проходят в основном нерегулярные единоразовые турниры в формате спортивных дуэлей. Устраивают их по большей части спортивные энтузиасты, видеоблогеры или фитнес-клубы. В подавляющем большинстве случаев участие в них принимают любители кроссфита, кросслифтинга и силового экстрима. Скептики считают, что подобные дуэли скоро исчерпают себя, спортивные дисциплины закончатся, а зрители устанут от повторяющихся упражнений. Однако сегодня желающих выступить больше, чем запланировано баттлов, есть и заявки на реванш. История футбола показывает, что зрителям не надоедает даже игра, где лениво пинают мяч 22 миллионера. В плане зрелищности силовые виды спорта могут предложить болельщикам намного больше разнообразия.
Возможностей для развития ниши спортивных баттлов множество. Когда (спойлер — очень не скоро) пройдут баттлы между представителями всех возможных спортивных дисциплин, в баттлах смогут участвовать спортсмены, выступающие от лица известных компаний. На Западе битвы фан-клубов чрезвычайно популярны, как и состязания представителей любых конкурирующих брендов, а значит, есть потенциал роста и в России. Корпоративные поединки смогут привлечь дополнительное внимание к крупным компаниям, а значит, смогут стать новым PR-инструментом для бизнеса.