История вендинга от Древнего Египта до наших дней
История появления торговых автоматов насчитывает гораздо больше веков, чем мы привыкли думать. Первые упоминания о необычных машинах датируются древнеегипетской эпохой, когда с их помощью в храмах продавалась освященная вода. Безусловно, древние механизмы имели мало общего с современным вендинговым оборудованием, но принцип действия был одним и тем же — покупатель, опуская монетку в автомат, получал нужный товар. И все же масштабного развития эта коммерция, вплоть до конца восемнадцатого столетия, так и не получила. Поэтому записи историков по данному вопросу не отличались большой информативностью. Иногда встречались редкие упоминания о торговых автоматах, продающих карандаши (Китай) или табак (Англия), но именно окончание XVIII века стало отправной точкой бурного прогресса вендинга. С тех пор мы знаем о вендинговом бизнесе практически все — насколько он выгоден, удобен и быстро окупаем.
Причин для стремительного развития торговли «без продавца» имелось несколько. В первую очередь, появились новые товары, которые целесообразно было продавать через автоматы. Одним из таких продуктов стала жевательная резинка из каучука, промышленное производство которой началось в Соединенных Штатах Америки. И если сказать, что жвачка является катализатором развития вендинга, то это будет не слишком большим преувеличением. Во-вторых, в США запатентовали первые торговые автоматы, которые сразу стали пользоваться спросом. И в- третьих, продавцы были вынуждены искать новые способы привлечения покупателей к своему товару, так как конкуренция на рынке было очень сильной.
Сегодня вендинг популярен как никогда, особенно в странах с высокой стоимостью трудовых ресурсов. Бизнесмены успешно заменяют людей машинами, и это приносит им немалую прибыль. Статистика утверждает, что в настоящее время около двадцати миллионов торговых автоматов обслуживают покупателей по всему миру. Кофе, сигареты, холодные напитки, сладости, бургеры, жевательная резинка — это далеко не весь ассортимент, представленный за витринами торговых автоматов.
На Западе не менее востребованы и мелкие непродовольственные товары: музыкальные диски, газеты, журналы, медикаменты, средства личной гигиены, продающиеся посредством вендинговых аппаратов.
На территории России гораздо большей популярностью пользуются кофемашины и снековые автоматы. Практически в любом крупном бизнес-центре, административном здании или развлекательном комплексе можно увидеть вендинговое оборудование. С недавних пор на рынке появились и аппараты смешанного типа с объединенной системой платежей, в которых наряду со штучным товаром продаются различные напитки (соки, газированная вода, кофе).