В ЮАР открылся первый в мире музей современного африканского искусства

Проект музея Zeitz MOCAA был разработан британским архитектором Томасом Хезервиком. Его усилиями за четыре года здание исторического зернохранилища Grain Silo 1920-го года постройки в районе набережной Виктории и Альфреда (V&A Waterfront) в Кейптауне преобразовано в одно из самых ярких и масштабных музейных пространств последних десятилетий. 

План музея находился в разработке более девяти лет и на его воплощение было потрачено около $38 млн из частных средств. Расположенный на девяти этажах, семь из которых отведены под постоянную и временную экспозиции, музей располагает более 6000 кв. м. выставочной площади и покажет одну из самых масштабных коллекций современного африканского искусства, собранную немецким предпринимателем и филантропом Йоханом Цайцом. 

Директором и куратором Zeitz MOCAA стал Марк Кутзи, который ранее возглавлял Rubell Collection в Майями, а также отвечал за программу корпоративной ответственности в компании PUMA. Задача Кутзи - предоставить художникам континента и африканской диаспоры возможность показать себя в музейном пространстве самого высокого международного уровня (MOCAA часто сравнивают с лондонской галереей Tate Modern и музеем Гуггенхайма в Бильбао). В экспозиции будут представлены только работы художников, выполненные после 2000 года, что по замыслу кураторов должно разрушить стереотипы о том, что Африканское искусство - это лишь древние артефакты и традиционное ремесло. 

Интерес к актуальному искусству Африки и африканской диаспоры набирает обороты уже более 10 лет, и первым, кто поверил в его коммерческий потенциал, стал лондонский аукционный дом Bonhams, который начиная с 2009 года ежегодно проводит довольно успешные торги Africa Now. Так, в 2014 году, именно здесь был поставлен ценовой рекорд, когда «Портрет арабского священника» Ирмы Стерн ушел с молотка за £3,1 млн. В среднем эстимейты на работы африканских художников пока держатся в пределах £5.000 - 150.000, но это уже в два раза больше, чем 5-6 лет назад. 

«Нет сомнения в том, что современное искусство Африки - наиболее прогрессивное и интересное на сегодняшний день. В нем есть элемент искренности и релевантности, присущий работам лучших художников из Европы и США, поэтому неудивительно, что это искусство вызывает большой интерес у западных коллекционеров, - сказал «Культуромании» глава отдела искусства Африки аукционного дома Bonhams Джайлз Пеппьятт. - Со временем это искусство будет столь же популярным, как и китайское. Однако, здесь я не предвижу столь неудержимого роста цен, как на китайском рынке. Лучшие работы африканских художников обязательно достигнут отметки £1 млн., но не раньше, чем через 10 лет». 

В мае этого года первые торги African Contemporary прошли и в лондонском Sotheby’s. То, что в гонку включился такой серьезный игрок, говорит о том, что главные ценовые рекорды для этого искусства еще впереди. На майском аукционе было представлено более 100 работ художников из Южной Африки, Нигерии, Алжира, Бенина, Сенегала, Эфиопии, Уганды и др., включая вещи Эл Анатсуи, Уильяма Кендериджа, Йинки Шонибаре, Паскаля Мартина Таю и Ирмы Стерн, которые уже давно и успешно продаются на больших западных торгах импрессионизма и современного искусства. Итоговая сумма продаж приблизилась к £2,8 млн., что, по словам директора отдела African Contemporary в Sotheby’s Ханны О’Лири, стало рекордной цифрой для этой категории. «Несмотря на такие внушительные успехи, это еще очень молодое направление. Африка сегодня делает лишь первые шаги на глобальном арт-рынке, - сказала «Культуромании» г-жа О’Лири. - Но уже сейчас я верю в большой потенциал африканского искусства и вижу энтузиазм, с которым в эту область включаются как африканские, так и зарубежные коллекционеры». 

К формированию африканских коллекций в последние годы приступили и ведущие мировые музеи, включая британскую Tate Modern и музей Smithsonian в США. В частности, галерея Tate учредила специальный комитет Africa Art Acquisitions, который будет заниматься поиском и приобретением лучших работ современных африканских художников. 

Такое вовлечение в рынок серьезных культурных организаций – чрезвычайно позитивно и говорит о том, что у этого направления искусства, действительно, есть большое будущее. Однако, эксперты уверены   настоящий толчок к развитию даст именно создание прочной институциональной базы в самой Африке, и открытие Zeitz MOCAA – первый серьезный шаг в этом направлении. 

«Очень важно создать инфраструктуру, которая будет поддерживать современных художников не только за пределами Африки, но и на самом континенте, - сказала «Культуромании» директор международной ярмарки современного африканского искусства 1:54 Art Fair Турия Эль Глауи. – И если мы хотим, чтобы современное искусство здесь развивалось и дальше и вносило вклад в формирование экономически устойчивого и социально чуткого арт сектора, имеет первостепенное значение создание таких структур, которые сохранятся на десятилетия вперед. Появление музея такого калибра в Африке окажет огромное влияние на имидж африканского современного искусства далеко за пределами континента». 

Автор статьи: Елизавета Романова

Источник: kulturomania.ru

Все интересное

Гоночный болид инженеров из Белгорода выиграл Всероссийский Кубок вызова

Наш регион на конкурсе представило малое инновационное предприятие «Шухов Моторс» БГТУ им. В. Г. Шухова. 
Далее...

На «Финал четырёх» приедут «Зенит-Казань», «Кузбасс» и «Локомотив»

Кубок России по волейболу представители Татарстана, Кемеровской и Новосибирской областей разыграют с «Белогорьем» 2 и 3 декабря. 
Далее...

Пожалуйста, заполните поля для входа.

Вход через социальные сети