В ЮАР открылся первый в мире музей современного африканского искусства

Проект музея Zeitz MOCAA был разработан британским архитектором Томасом Хезервиком. Его усилиями за четыре года здание исторического зернохранилища Grain Silo 1920-го года постройки в районе набережной Виктории и Альфреда (V&A Waterfront) в Кейптауне преобразовано в одно из самых ярких и масштабных музейных пространств последних десятилетий. 

План музея находился в разработке более девяти лет и на его воплощение было потрачено около $38 млн из частных средств. Расположенный на девяти этажах, семь из которых отведены под постоянную и временную экспозиции, музей располагает более 6000 кв. м. выставочной площади и покажет одну из самых масштабных коллекций современного африканского искусства, собранную немецким предпринимателем и филантропом Йоханом Цайцом. 

Директором и куратором Zeitz MOCAA стал Марк Кутзи, который ранее возглавлял Rubell Collection в Майями, а также отвечал за программу корпоративной ответственности в компании PUMA. Задача Кутзи - предоставить художникам континента и африканской диаспоры возможность показать себя в музейном пространстве самого высокого международного уровня (MOCAA часто сравнивают с лондонской галереей Tate Modern и музеем Гуггенхайма в Бильбао). В экспозиции будут представлены только работы художников, выполненные после 2000 года, что по замыслу кураторов должно разрушить стереотипы о том, что Африканское искусство - это лишь древние артефакты и традиционное ремесло. 

Интерес к актуальному искусству Африки и африканской диаспоры набирает обороты уже более 10 лет, и первым, кто поверил в его коммерческий потенциал, стал лондонский аукционный дом Bonhams, который начиная с 2009 года ежегодно проводит довольно успешные торги Africa Now. Так, в 2014 году, именно здесь был поставлен ценовой рекорд, когда «Портрет арабского священника» Ирмы Стерн ушел с молотка за £3,1 млн. В среднем эстимейты на работы африканских художников пока держатся в пределах £5.000 - 150.000, но это уже в два раза больше, чем 5-6 лет назад. 

«Нет сомнения в том, что современное искусство Африки - наиболее прогрессивное и интересное на сегодняшний день. В нем есть элемент искренности и релевантности, присущий работам лучших художников из Европы и США, поэтому неудивительно, что это искусство вызывает большой интерес у западных коллекционеров, - сказал «Культуромании» глава отдела искусства Африки аукционного дома Bonhams Джайлз Пеппьятт. - Со временем это искусство будет столь же популярным, как и китайское. Однако, здесь я не предвижу столь неудержимого роста цен, как на китайском рынке. Лучшие работы африканских художников обязательно достигнут отметки £1 млн., но не раньше, чем через 10 лет». 

В мае этого года первые торги African Contemporary прошли и в лондонском Sotheby’s. То, что в гонку включился такой серьезный игрок, говорит о том, что главные ценовые рекорды для этого искусства еще впереди. На майском аукционе было представлено более 100 работ художников из Южной Африки, Нигерии, Алжира, Бенина, Сенегала, Эфиопии, Уганды и др., включая вещи Эл Анатсуи, Уильяма Кендериджа, Йинки Шонибаре, Паскаля Мартина Таю и Ирмы Стерн, которые уже давно и успешно продаются на больших западных торгах импрессионизма и современного искусства. Итоговая сумма продаж приблизилась к £2,8 млн., что, по словам директора отдела African Contemporary в Sotheby’s Ханны О’Лири, стало рекордной цифрой для этой категории. «Несмотря на такие внушительные успехи, это еще очень молодое направление. Африка сегодня делает лишь первые шаги на глобальном арт-рынке, - сказала «Культуромании» г-жа О’Лири. - Но уже сейчас я верю в большой потенциал африканского искусства и вижу энтузиазм, с которым в эту область включаются как африканские, так и зарубежные коллекционеры». 

К формированию африканских коллекций в последние годы приступили и ведущие мировые музеи, включая британскую Tate Modern и музей Smithsonian в США. В частности, галерея Tate учредила специальный комитет Africa Art Acquisitions, который будет заниматься поиском и приобретением лучших работ современных африканских художников. 

Такое вовлечение в рынок серьезных культурных организаций – чрезвычайно позитивно и говорит о том, что у этого направления искусства, действительно, есть большое будущее. Однако, эксперты уверены   настоящий толчок к развитию даст именно создание прочной институциональной базы в самой Африке, и открытие Zeitz MOCAA – первый серьезный шаг в этом направлении. 

«Очень важно создать инфраструктуру, которая будет поддерживать современных художников не только за пределами Африки, но и на самом континенте, - сказала «Культуромании» директор международной ярмарки современного африканского искусства 1:54 Art Fair Турия Эль Глауи. – И если мы хотим, чтобы современное искусство здесь развивалось и дальше и вносило вклад в формирование экономически устойчивого и социально чуткого арт сектора, имеет первостепенное значение создание таких структур, которые сохранятся на десятилетия вперед. Появление музея такого калибра в Африке окажет огромное влияние на имидж африканского современного искусства далеко за пределами континента». 

Автор статьи: Елизавета Романова

Источник: kulturomania.ru

Все интересное

Белгородские школы открыли свои спортзалы для всех желающих

Занятия проходят на бесплатной основе. Для жителей микрорайонов открыты и все школьные стадионы. 
Далее...

На набережной Везёлки началось строительство моста

В Белгороде через Везёлку от улицы Гостёнской к учебно-спортивному комплексу Светланы Хоркиной начали строить металлический мост.
Далее...

Пожалуйста, заполните поля для входа.

Вход через социальные сети