Кто такой Лель?
Лель в мифологии древних славян - бог любовной страсти. О нём, весёлом, легкомысленном боге до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, рождает страсть.
Впрочем, многие историки подвергают сомнению утверждение, что Лель — бог любви. Ю.М. Лотман — известный литературовед — считает, что «Лель» — не имя бога, а припев-выкрик, широко использовавшийся нашими предками в памятниках свадебной поэзии. Он звучал так: «Люли, лель, леле». Учёный считает, что эти слова неправильно воспринимались как обращение, поэтому предки стали ошибочно считать Леля славянским божеством. Однако этому противостоит множество фольклорных источников, утверждающих прочное положение бога любви в славянском пантеоне.
Во многих легендах Лель предстает в виде пастушка с русыми волосами. Одна из них посвящена волшебной свирели, которая с тех пор считается музыкальным инструментом пастухов.
Согласно преданию, пастушок Лель владел волшебной свирелью и так любил играть на ней, что не замечал ничего вокруг. В него была влюблена девушка Светана, которая решила спрятать инструмент, чтобы обратить на себя внимание любимого. Но Лель не смог смириться с потерей и умер от горя. С тех пор пастухи играют на дудочках печальные песни, призывая юношей и девушек любить друг друга и быть счастливыми.
Покровительство Леля приносит удачу в любовных делах, помогает найти суженого и стать счастливым.
Птицей-символом Леля был аист. Это даже сохранилось в этимологии слова — носители некоторых славянских диалектов называют эту птицу «лелека». Также со славянским богом Лелем ассоциируются жаворонки и журавли, которые издавна символизировали скорый приход весны, а значит и любви. Чествование бога любви приходилось на ночь Ивана Купала, когда нельзя было спать, а нужно было допоздна гулять, петь песни и миловаться с любимым.
В литературе впервые Лель появляется у Пушкина («Руслан и Людмила») на пиру князя Владимира Баян славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец».