13

апр
Сб

14

апр
Вс

15

апр
Пн

16

апр
Вт

17

апр
Ср

18

апр
Чт

19

апр
Пт

20

апр
Сб

21

апр
Вс

22

апр
Пн

23

апр
Вт

24

апр
Ср

25

апр
Чт

26

апр
Пт

27

апр
Сб

28

апр
Вс

29

апр
Пн

30

апр
Вт

1

май
Ср

2

май
Чт

3

май
Пт

4

май
Сб

5

май
Вс

6

май
Пн

7

май
Вт

8

май
Ср

9

май
Чт

10

май
Пт

11

май
Сб

12

май
Вс

Премьера! "Завороженное семейство"

Дата:16/11/2008 00:00 - 28/11/2008 00:00

Описание акции
Премьера!
"Завороженное семейство"

комедия в пяти действиях с одним антрактом

Автор: Л. Толстой

На стенах сияют черные пустоты. Заключенные в рамки, они в качестве картин украшают дом помещиков Прибышевых. Словно какой-то червь источил уютное человеческое жилище, и сквозь дыры проникает сквозняк, лезут с улицы чьи-то рожи, кривляются, чего-то требуют.

Народный художник СССР И. Сумбаташвили не перегрузил спектакль декорациями и реквизитом, но одних этих «черных квадратов Малевича», антиикон, выражающих отречение от всего, созданного Богом, достаточно, чтобы понять — обитатели дома ограблены.

Главные злодеи спектакля — нигилисты Венеровский (И. Ткачев) и Твердынский (А. Манохин) символично помечены красным цветом бунта (худ. по костюмам — О.Сидорина). На шее у провинциального фразера, толкующего об отсталости и неразвитости, о равенстве полов и семье как опасном пережитке прошлого, неизменный красный шарф.

Он видный в своем уезде общественный деятель, заводит школы, в которых портят детей, он писатель, «которого знает вся Россия... может быть». А в облике и поведении — нечто от Хлестакова, обманщика, пустомели, присвоившего чужую власть и славу.

Игорь Ткачев отлично играет «двойное дно» своего героя. На его наличие намекают и нагловатая растяжечка в словах, и пошлый хохоток; атласный халат и сетка на волосах (чтоб не испортить прическу), когда Венеровский один, по-домашнему. Посмеявшись над мещанскими представлениями своей невесты о счастье (балы и бархатные платья), наедине с собой Венеровский не притворяется — замирающим, почти воркующим голосом признается сам себе: «И так пожить — хорошо...».

Но для окружающих у Венеровского в провинциальном «болоте» высокая миссия — всех «доразвить» (особенно девиц), освободить от классовых предрассудков — семьи, любви, ответственности. Заражая окружающих своими разрушительными идеями, он покушается не только на семейный очаг, но на их души. Сам не верит в то, что проповедует, и преследует при этом какие-то собственные темные цели, отличные от провозглашенных.

Слишком поздно поймут это герои спектакля. Под гипнозом нигилистической риторики не только Люба (О. Казакова), ее брат гимназист Петя (П. Рыжиков), Катерина Дудкина (В. Васильева), но и глава семейства Прибышев. Народный артист РФ В. Стариков играет настолько убедительно, что порой меняется даже его актерская фактура: рядом с занятным гостем он и ростом кажется меньше, и ласковость в его лице на грани заискивания. Но иногда его герой точно просыпается от дурного сна, и тогда в глазах его растерянность и тревога, ощущение какого-то подлога, грядущей дому опасности... Он еще бормочет что-то, сам себя успокаивая, что Венеровский замечательный человек, но как природный защитник семьи, Прибышев уже почуял близ бродящего волка.

Ничего «нового» в отвержении установленного Богом порядка жизни нет, а только старая, от сотворения мира, сатанинская гордость, — к такому выводу в конце концов приходят герои пьесы. И плоды просвещения (или затемнения?), навязанного нигилистами, красноречиво говорят о том же. Совратить глупую девицу, напоить гимназиста, оторвать доверчивую Любу от всего, что ей дорого в жизни, — вот и все подвиги Венеровского.

В финале спектакля разоблаченный, но непотопляемый Венеровский сидит на вокзале как ни в чем не бывало. И даже аппетит ничто не может ему испортить. А ведь он только что поломал жизнь ни в чем не повинной девушке — куковать теперь вернувшейся из-под венца в семью родителей Любе одинокой соломенной вдовой... Жестокая расплата за то, что яд был только пригублен. Вокзальный колокол звучит над героями многозначной метафорой — и как колокол революции, которая неизбежно надвигается и сметет многое из того, что отчаянно защищают герои, и как колокол Божьего суда, который в конце концов разберется со всеми.

Спектакль получился интересный, невзирая на сложный драматургический материал. Но мне кажется, главная заслуга Б. Морозова — своим серьезным и глубоким подходом к актерам он снял многие уже накопленные штампы и стереотипы, и смотреть на игру «совершенно новых» В. Старикова, М. Русаковой, А. Манохина, В. Васильевой — одно удовольствие...

БГАДТ им. Щепкина, 16 ноября 2008, 18.00
БГАДТ им. Щепкина, 28 ноября 2008, 18.00








Пожалуйста, заполните поля для входа.

Вход через социальные сети