Описание акции
С 7 апреля в Белгородском государственном художественном музее работает выставка художников В. Г. и М. В. Ломакиных. Она приурочена к 205-летнему юбилею родоначальника замечательной творческой династии, уроженца слободы Борисовка Гавриила Якимовича Ломакина (1812-1885) — композитора, хорового дирижёра. Возможность организации данной выставки появилась совсем недавно: в декабре 2016 г. правнучка Г. Я. Ломакина, Марина Алексеевна Ломакина, передала в дар музею 77 работ своей матери и деда.
Владимир Гаврилович Ломакин (1858-1913), сын композитора, родился в Петербурге, был разносторонне одарённым человеком, но отец не дал разрешения сыну стать художником и В. Г. Ломакин закончил сначала Гатчинский институт, затем Петровскую земледельческую и лесную академию. Агроном-виноградарь по образованию, он до конца жизни служил в департаменте земледелия, сохраняя приверженность искусству: превосходно музицировал, занимался скульптурой, писал в технике масляной живописи камерные лирические пейзажи Молдавии, Крыма, своего имения Кизил-Таш Ялтинского уезда. Благодаря дару М. А. Ломакиной Белгородский государственный художественный музей стал первым и единственным обладателем наследия художника, включившего 27 живописных работ.
Внучка Гавриила Ломакина — Мария Владимировна (1896-1964) вошла в плеяду молодых художников лирико-романтической ориентации, начинавших на рубеже 1920—1930-х годов, и «забытых» на полвека по идеологическим соображениям. Выпускница монументального отделения Петроградской Академии художеств (1927), ученица К. С. Петрова-Водкина и Д. И. Киплика — художник трудной судьбы и счастливого дарования. Ее путь, иной, отличный от официального «соцреализма» — путь русской женщины-художницы, сформировавшейся в переломную эпоху гражданской войны и революции. Марии Ломакиной удалось сохранить свой внутренний мир и свободу выражения в сложные годы нивелировки творческой личности и господства идеологических догм.
С 1933 года Мария Ломакина жила и работала в Загорске (ныне Сергиев Посад) с которым её творчество было связано до конца жизни.
В 1933–36 годах она занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек.
После войны участвует в реставрации Троице-Сергиевой лавры, вновь ставшей центром русского православия после двух с лишним десятилетий разорения (она вместе с другими художниками обновляла росписи Трапезной палаты). Копирует по заказу Государственного Исторического музея фрески Софийского собора в Киеве. Для того же музея ею пишутся два фрагмента росписей церкви Спаса на Нередице — основой для данной работы явились ее копии 1920-х годов, ставшие после разрушения храма во время боев за Новгород особо ценным историко-археологическим свидетельством.
В 1959-62 годах она преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.
Коллекция работ М. В. Ломакиной, переданная музею, представляет большую художественную ценность. Эти преимущественно поздние пейзажи художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило в основном малый, порой близкий к миниатюре формат её картин. Работы Марии Ломакиной хранятся в Третьяковской государственной картинной галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее и др.
В экспозиции представлены около 20 работ, созданных В. Г. Ломакиным на рубеже XIX-XX вв. и более 20 произведений М. В. Ломакиной 1920-1960-х гг.
Выставка рассчитана на широкий круг посетителей. Она продлится до 7 июля текущего года.